1. Изумрудный город
  2. Блог
  3. Как сделать ремонт в детской для двух детей – особенного и нормотипичного

Как сделать ремонт в детской для двух детей – особенного и нормотипичного

Как сделать ремонт в детской для двух детей – особенного и нормотипичного

Два ребенка и одна детская – это уже сложная для мамы задача. А если один из детей имеет особенности развития, то задача становится еще сложнее: ведь для особенных детей нужны особые условия.

Так как сделать детскую максимально комфортной для каждого из детей? Чтобы, с одной стороны, они могли проводить время вместе, а с другой – имели каждый свое личное пространство. Давайте разбираться вместе

8 правил безопасности

Вне зависимости от того, есть ли у вас особенные дети, эти правила необходимо соблюдать.

  • Окна и двери во всей квартире или доме должны быть со специальными блокираторами. Так дети не смогут открыть окна и закрыть двери.
  • Шкафы и комоды прикручены к стенам или полу, чтобы дети случайно не уронили мебель на себя.
  • Провода спрятаны, розетки защищены специальными заглушками.
  • На шторах нет шнуров.
  • В зоне доступа ребенка нет бьющихся, тяжелых и острых предметов.
  • Вся химия спрятана, магниты, батарейки и мелкие детали тоже.
  • В интерьере используются только экологичные материалы с сертификацией.
  • Углы во всей квартире защищены накладками.

Если у одного ребенка ментальные нарушения

Спокойствие и никаких раздражителей

Вот главное правило дома, где живут дети с ментальными особенностями здоровья. При сенсорной перегрузке такие дети подвержены мелтдауну, сильному нервному срыву.

Даже при малейшем психологическом или физическом дискомфорте такой ребенок теряет эмоциональное равновесие. Триггером может стать яркий свет, громкий звук, гул, мерцание – что угодно, у каждого особенного ребенка будет свой раздражитель.

Поэтому в инклюзивной или смешанной детской комнате используют приглушенные цвета для отделки и мебели и натуральные материалы, которые создают спокойную, нейтральную обстановку.

Изобилие предметов и деталей – это тоже сенсорный шум, который будет вызывать утомление у ребенка с ментальными особенностями. Поэтому минимализм – это уже не модное веяние, а способ для создания гармоничного пространства.

Кстати, чувствительность к сенсорным стимулам называется сенсорным профилем. У каждого человека он свой. Чтобы определить и выбрать сенсорный профиль для детской комнате, смотрите наше видео на YouTube или читайте статью ССЫЛКИ

Развитие самостоятельности

Чтобы особенный ребенок приучался к самостоятельности, нужно адаптировать быт так, чтобы ребенок мог многие вещи делать без помощи посторонних.

Один из вариантов – организовать интерьер по системе Монтессори. По этой системе все предметы в детской должны быть для ребенка легкодоступными и иметь свое место. Например, детские игрушки рассортированы в прозрачных контейнерах, а шкафы или комоды сами по себе невысокие – так, чтобы ребенок мог брать и убирать вещи сам.

Эти же принципы подходят для воспитания самостоятельности у нормотипичного ребенка.

Островок безопасности

У каждого ребенка должен быть личный уголок, где он может спрятаться от внешнего мира, побыть наедине с собой, успокоиться. Для особенного ребенка такой островок – это необходимость.

Островок можно организовать с помощью палаток, картонных или деревянных домиков, текстильных туннелей или шалашей из одеял и покрывал.

Также можно зонировать пространство с помощью полок или других предметов мебели, чтобы и дети могли отдыхать друг от друга, заниматься своими делами. Особенно это актуально, если дети разного возраста.

Зона для выражения агрессии

Если ребенок в моменты нервных срывов ведет себя агрессивно (ломает, бьет, разрушает предметы), то можно создать отдельный уголок с мягкими игрушками и подушками.

Для нормотипичного ребенка без выраженной агрессии такая зона не нужна.

Карточки с планами

Которые помогут ребенку ориентироваться во времени и понимать свой график. Это актуально для детей с РАС и СДВГ, а также для нормотипичных детей младшего возраста.

На карточках изображаются сюжеты дня в нужной последовательности: от пробуждения и завтрака до принятия ванны перед сном.

Со временем визуальные карточки можно дополнить календарем, куда ребенок будет записывать свои планы.

Floortime / флортайм

Это терапевтический метод, направленный на всеобщее развитие ребенка с помощью игры. С английского переводится как “время, проведенное на полу”.

Флортайм-терапия эффективна и для детей с особенностями развития (РАС и др.), и для нормотипичных детей. Смысл в том, что взрослый помогает ребенку развивать определенные навыки общения, творчества и так далее с помощью игры.

Для флортайм-терапии нужно свободное пространство на полу, чтобы взрослые и дети могли собирать пазлы, рисовать и играть без помех.

Игровая зона

Здорово, если есть возможность разместить игровую зону в отдельном помещении, чтобы не смешивать с пространством для сна и занятий.

В любом случае, в игровой зоне не должно быть острых углов, а на пол лучше постелить мягкие маты. Можно установить гамаки, качели, туннели, игровые стенды, паззлы и настольные игры.

Нужно учесть ментальные особенности одного из ребенка и подобрать развивающие игры для него. Еще лучше, если он сможет играть в эти игры со своим братом / сестрой.

Если у одного ребенка нарушения опорно-двигательного аппарата

Главная задача в такой комнате – создать комфортное помещение, в котором ребенок сможет делать все самостоятельно.

Убрать пороги, чтобы не мешали, распашные двери заменить на складные – их проще открывать. Сами проходы сделать не менее 1,1 метра, чтобы ребенок мог свободно передвигаться в инвалидной коляске, если рядом никого нет. Выключатели расположить на доступном для ребенка уровне. Мебель выбирать оптимальной высоты, чтобы ребенок мог перемещаться на кровать или на стул с коляски.

Для нормотипичного ребенка продуманная эргономика также будет полезной, поскольку сделает детскую удобной и комфортной.

Если у одного ребенка инвалидность по зрению

В таком случае интерьер нужно организовать так, чтобы ребенок легко ориентировался: минимум мебель, максимум свободного пространства.

Отделку стоит делать мягкой и приятной на ощупь: подойдут натуральные материалы разной фактуры и плоскости. Это поможет развивать сенсорную чувствительность, а также ребенок будет понимать, в какой именно зоне он находится.

Для нормотипичного ребенка разнообразие материалов станет также стимулом для развития сенсорной чувствительности, а свободное пространство – возможностью играть и двигаться.


Хорошо организованная детская комната для двух детей – это источник душевного спокойствия для родителей. А еще комфортное пространство, где учитываются нужды и нормотипичного, и особенного ребенка. Дети получают удовольствие от игр, взаимодействия и развития, а родители знают, что дети будут в порядке и безопасности.

2023 ИЗУМРУДНЫЙ ГОРОД

Вся представленная на сайте информация, касающаяся услуг, технических характеристик, наличия на складе, стоимости товаров, носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437(2) Гражданского кодекса РФ.